Читторгарх. Удайпур

размещено в: Индия | 0

Из Джайпура мы уезжали поздно вечером. Последним ярким воспоминанием об этом городе стал ужин в случайном ресторане при соседнем отеле. Ресторан выглядел подозрительно пустым, но времени искать другое место не было. Уже своим появлением мы поставили троих официантов в тупик, не говоря о проблемах, возникших про попытке попросить объяснить состав того или иного блюда, а также определиться, кому, чего и сколько нужно принести. И хотя мы были единственными посетителями, им пришлось несладко. Надо заметить, что этот ресторан оказался первым и единственным, где подавали ставший в последствии «леген… подождите-подожите… дарным» чай Herbal Tea, он же Tulsi. Честное слово, с него прилично перло. Как в рекламе: жизнь была серой и скучной, пока не появился он. В общем мы самозабвенно ржали весь оставшийся вечер, и всю дальнейшую поездку посвятили поискам в магазинах этого чая.

Стресс у официантов усилился, когда мы наконец попросили счет, причем раздельный. Они вышли все втроем и уставились в бумажку, в которую тщательно записывали заказы, переспрашивая по несколько раз и каждый раз путаясь. Теперь им предстояло все это посчитать. Раздельный счет мы попросили не просто так, из вредности: с нашей компанией из 8 человек происходила какая-то странная история. Каждый раз при походе в какое-либо заведение мы получали общий счет, тщательно высчитывали все на калькуляторе с учетом налогов и чаевых, затем скидывались, и каждый раз, в 100% случаев сумма получалось меньше указанной в счете. Это осталось одной из главных загадок всего путешествия. Поэтому в тот раз мы обрекли несчастных официантов на математические муки и поиски сдачи. Наверное после нашего ухода они возблагодарили всех ответственных за это богов индуизма.

Ночной поезд увез нас в следующий раджастанский город — Читторгарх. Прибыли в 4 утра и сразу оценили контраст. Это было далеко не роскошное место вроде Джайпура. Парой слов Читторгарх описывается так – дыра, где местное население почти не говорит по-английски. За все время нашего пребывания там мы не встретили ни одного белого, а потому ощущали себя пришельцами. Тем не менее город известен своим знаменитым Читторгарх Фортом. И он того стоит. Но в форт мы отправились во второй день, а первый посвятили отдыху, потому что после нескольких насыщенных впечатлениями дней хотелось просто поваляться в кровати. Правда гестхаус, в который мы заселились, к пассивности не располагал. За все время это было наверное самое грязное место, где по всей видимости обитали клопы, потому что по ночам на теле стали вдруг появляться зудящие укусы. Полы в коридорах мыли исправно каждый день, но как! Из множества пластиковых бутылок, украшавших лестничные клетки, на пол разливалась вода, затем она равномерно размазывалась по всему этажу, собиралась тряпками, а остатки в виде большой грязной лужи, затекшей под дверь, вы находили, когда открывали свой номер. Зато при этом романтичном месте имелось кафе с очень даже приятными официантами. Поскольку мы не нашли в Читоргархе ни одного другого заведения, где могли бы поесть, то ходили сюда на все завтраки, обеды и ужины и успели подружиться. Под конец второго дня уже запомнили половину индийских блюд, а официанты устраивали из обслуживания целые комические представления. Один из них даже свозил Свету на мопеде в магазин за молоком для ее хлопьев на завтрак, когда оказалось, что молоко у них закончилось. Особенно отличился индус с пышными бакенбардами и в тюбетейке. Он получил прозвище Пушкин за явную схожесть.

Смотреть в самом городе и правда было особо нечего. Однако можно было много и успешно бродить по закоулкам. Рядом с гестхаусом располагался большой рынок, где продавалось все что угодно, а в силу близости главного индийского праздника Дивали (аналог Нового года), прилавки ломились от новогодних товаров: хлопушек, фейрверков, наклеек, цветочных гирлянд, пакетиков с разноцветными красками и всего прочего. Мы прогулялись по рынку, заглянули в местный кинотеатр, хотели даже сходить на фильм, но не было подходящих сеансов.

Рынок. «Смешались кони, люди». Точнее, коровы

Краска, с помощью которой украшают пороги домов на Дивали

Дети и вата

P1000577 «Корова в Индии больше, чем корова». И она этим нагло пользуется

Вечером мальчики накупили петард и очень неосмотрительно взорвали несколько штук в какой-то подворотне. Это мгновенно вызвало цепную реакцию. Надо сказать, индийцы неравнодушны к пиротехнике, а канун Дивали – лучшее время выразить всю свою любовь к подрывной деятельности. В общем, откуда ни возьмись появились дети и тоже начали взрывать свои боеприпасы. Одна из петард оглушила меня так, что в голове звенело еще пару часов. После такой массированной атаки мы поспешно удалились к стенам Читторгарх форта, но в сам форт ночью идти не решились. Чтобы не попасть под бомбежку петардами, пришлось возвращаться домой окольными путями.

На следующий день отправились в Читторгарх форт – самый большой и самый мощный форт Раджастана. На его территории располагаются храмы, дворцы, сады. Многие из них полуразрушены, но какие-то до сих пор противостоят времени.

Здесь мы гуляли много часов, исследуя все углы. Отделившись от всех, я набрела на заброшенный сад, в глубине которого наткнулась на маленький индуистский храм. Рядом под деревом безмятежно спал какой-то бродяга. Здесь же в зарослях огромная обезьяна сотрясала ветку дерева, а недалеко от нее в кустах притаился кабан. Выглядел он довольно грозно. Пришлось быстро сматываться.

Та самая обезьяна. А где-то неподалеку кабан

Вид на Читторгарх из форта. В архитектуре преобладает сиреневый цвет

P1000626 Вездесущий Ганеши

Не знаю, что высматривала собака, но в этом пруду обитало какое-то нереальное количество гуппи

P1000662 Самая фотогеничная обезьяна

Столп Победы

Отдыхаем после долгой прогулки

Пока мы отдыхали, компания индийцев справа поздравила нас с Дивали и угостила традиционными сладостями желтого цвета

Вечером нас ждал очередной поезд. Теперь мы отправились в Удайпур – один из самых красивых городов в Раджастане. Еще в поезде я познакомилась с крайне приветливыми соседями, и они принялись расписывать мне в подробностях куда и в какой последовательности стоит сходить. Через 2 часа поездки у меня в руках был готовый список с названиями, а также адреса нескольких гестхаусов и телефон брата одного из индийцев в поезде, который «если что, поможет с жильем». Так что я сразу начала подозревать, что Удайпур мне понравится. Так и случилось. Звонить «брату» не пришлось, потому что благодаря случайным водителям тук-туков, пойманных на вокзале (или это они поймали нас?), мы попали в самый роскошный отель за всю поездку. После прозябания в захолустном Читторгархе у всех мгновенно снесло крышу от радости. Мы бегали по этажам, заглядывая в комнаты друг друга, а они были хороши – каждая выкрашена в свой цвет, зеленый, розовый, бордовый. Познакомились с радушными хозяевами,в том числе с менеджером отеля Гарри, круглосуточно пьяным и видимо потому очень душевным человеком. Добрались до крыши, где пришли в окончательный восторг: там располагалось уютное кафе с видом на город. Город сиял как и мы.

На радостях тут же отправились гулять по ночному Удайпуру, но забыли сделать одну важную вещь – запомнить название нашего отеля, что очень затруднило возвращение назад, поскольку закоулки там похожи на лабиринт, а в темноте, да еще в состоянии эйфории сложно ориентироваться. Каким-то чудом (имя которому навигатор) мы все-таки вышли к отелю и тут же все вместе и надолго запомнили его нескромное название – Royal Palace. А впрочем, почему бы и не royal. В тот же вечер на крыше познакомились с другими постояльцами – датчанами и американцами, очаровательными бородачами, которые, как оказалось позже, жили напротив, и когда бы я не выходила в коридор, дверь в их номер была открыта и кто-нибудь из них играл на гитаре и улыбался мне сквозь дверной проем. В общем, все дружно решили поменять билеты и остаться в Удайпуре на празднование Дивали 3 ноября (правда ничего из этого не вышло, потому что билеты обменять не удалось).

Первый день посвятили прогулкам по городу, который оказался наполнен европейцами. Так что мы уже не выглядели дикарями, как это было в Читторгархе. Побывали в индуистcком храме, заглянули в мастерскую по росписи на шелке. В местном Городском Дворце взяли гида и не пожалели. Гид оказался обладателем прекрасного чувства юмора. Кроме того, прогулка по дворцу вылилась в интересную беседу о социальных и политических проблемах Индии. Гид, например, рассказал, что одна из главных проблем в Индии — лень. Люди не хотят работать и предпочитают жить на улице. Это действительно так — человек, спящий едва ли не на проезжей части, завернувшись в кусок ткани, обычное для Индии дело. Если в семье несколько братьев, то один из них может пахать за всех, а остальные будут ходить в золотых цепях, наряжаться и гулять с утра до ночи. Дети в деревнях не получают образования, потому что вынуждены работать вместо того, чтобы ходить в школу. Потому и мусор на улицах, потому и нищета, и всем на все наплевать. Это напомнило мне русских, но у нас какая-то другая лень, у нас какой-то другой пофигизм. Тем не менее на вопрос о том, что наш гид думает о будущем Индии, он ответил, что лет через 10 произойдут большие перемены и все изменится. И он в этом нисколько не сомневается. Хотелось бы мне то же самое сказать про свою страну.

Многоуровневые застройки Удайпура. Система работает так: ставится коробка, затем по мере надобности надстраивается еще этаж. И так далее. Прямо конструктор Лего

Европейский дух и белые люди повсюду

Пропала корова, живущая в нашем дворе, она отзывалась на кличку Люси детворе

Без шафранов никуда

GFRANQ_SQUAW_CHE_53986705_SPARROW

Молитва

После Городского Дворца (фотографий которого нет) мы отправились перекусить, и уже ближе к вечеру добрались до канатной дороги (фотографий откуда тоже нет), которая привезла нас на вершину горы. К тому времени уже стемнело, и мы любовались ночным Удайпуром, сияющим золотыми огнями Дворцом на Воде, и вообще всем многообразием света и цвета. Но и этого нам показалось мало, и мы поехали в парк аттракционов. Толпа там была какая-то дикая. Мы еле пробились к чертовому колесу, и это была та еще поездка. Теперь колесо в парке Гагарина кажется мне невинным аттракционом для младенцев. Не думала, что эти штуки могут вращаться с такой скоростью.

Дети с соседней крыши

P1000717 Парк аттракционов

GFRANQ_SQUAW_CHE_53986835_WAXПредпраздничный центр Удайпура

Вечер завершился коллективными посиделками на крыше отеля с распиванием масала-чая и поеданием сладостей. Правда индийские сладости, которые накупили ребята на базаре, оказались так себе на вкус, поэтому мои ириски, привезенные из России, пошли на ура. Затем по просьбе желающих устроили сальсу на крыше. Сальса перешла в просто танцы. В общем, утром мы с девочками так и не встали на йогу, которую проводили в 8 утра прямо в нашем отеле. Не встали мы на нее и в первое утро. Это был триумф лени.

На следующий день поехали за город. Нас ждала сельская местность с озерами, горами, покрытыми кактусами, маленькой индийской деревней и тишиной. Водитель тук-тука оказался еще каким весельчаком. Всю дорогу он забавлял нас историями из жизни, а еще заявил, что всегда улыбается несмотря ни на что, потому что люди вокруг не хотят видеть унылые лица, потому что он счастлив и любит свой город и свою страну. А когда на полной скорости невозмутимо проехал зигзагом сквозь плотное стадо коров на дороге покруче Шумахера, не задев при этом ни одну, я окончательно уверовала в уникальную силу индийской ментальности, а также в их безусловный талант вождения.

День был очень жарким, поэтому мы медленным шагом забрались на вершину горы. Здесь, как и везде, бродили коровы, и тут же лежали их черепа и кости. Мне представилась картина: коровы уходят умирать в горы. Вполне подобающее место для священных животных.

GFRANQ_SQUAW_CHE_53986989_WAX

Прогулялись и по деревне, всюду на нас посматривали крестьяне, однако долго интереса не проявляли – в отличие от городских бездельников у них было полно работы. Только группа беззаботных ребятишек то и дело пыталась привлечь наше внимание, но конечно на своем языке.

GFRANQ_SQUAW_CHE_54013551_SPARROW

GFRANQ_SQUAW_CHE_54013407_SPARROW

У этой коровы видимо проблемы с алкоголем. Или с его отсутствием

GFRANQ_SQUAW_CHE_54013869_SPARROW

Не все коровы в деревне работают. Кто-то проводит время в компании с бутылкой, кто-то прохлаждается в озере

В этом месте мне запомнилась одна вещь. Откуда-то издалека, видимо из соседней деревни, на всю долину разносился ритмичный звук. Что-то вроде барабана и колокола, бесконечно отстукивающих один и тот же ритм, но настолько мелодичный, что хотелось подойти поближе и прислушаться. И чтобы он играл еще и еще. Сама по себе индийская музыка мне показалась несколько однообразной, хотя например клипы у них довольно оригинальные, но если что-то подобное играет где-нибудь в автобусе на протяжении многих часов, то это конечно не то, что тебе хотелось бы слушать так долго. Но вот та музыка, которая звучала в долине среди гор – откуда она была? Из храма? Она меня заворожила.

Перед возвращением в шумный Удайпур, посидели на берегу озера, кто-то даже искупался. К нам тут же подсели местные подростки, и со своей индийской непосредственностью начали расспрашивать про все подряд, в том числе про личную жизнь. Тема – а вы женаты/замужем для индийцев очень животрепещуща и первостепенна. Половина их болтовни происходила на хинди, но и это их тоже ничуть не смущало.

Вечером 3 ноября, в канун Дивали, мы не без грусти покинули Удайпур. В городе готовились к празднованию. Теперь остается только предполагать, что творилось на улицах, сколько фейерверков разрывало воздух в ту ночь, хотя и накануне город то и дело сотрясался от ракет и петард. Мы решили отпраздновать все это дело хотя бы в поезде. И оказались единственными энтузиастами. Что же сделали индийцы? Они просто легли спать, закрывшись шторками.

Пару слов о плацкартах. От наших они отличаются тем, что полок не две, а три. И есть очень удобная шторка, которая закрывает купе. Я бы сделала такие и в наших поездах. Еще в тамбурах есть раковины, что тоже очень удобно, если туалет занят, а тебе надо всего лишь помыть руки или фрукты. Туалеты двух типов – в западный стиле (с унитазом) и восточном (с дыркой). По чистоте от наших особо не отличаются. Хотя, конечно, многое зависит от поезда.

Так вот, индийцы не проявляли никакой радости по поводу главного праздника в году, пришлось отдуваться за всех. В тамбуре организовали стол.

В стаканах, между прочим, вода

После легли спать, а утром прибыли в Дели, где за неделю заметно похолодало. Здесь наша компания разделилась. Впереди были Гималаи.