Шимла

Шимла

размещено в: Индия | 0

Мы ехали в Шимлу, город на горе, столицу штата Химачал-Прадеш. Как я уже писала, дорога оказалась настоящим испытанием для желудка и вестибулярного аппарата. По пути один из «бортпроводников» раздавал пассажирам какое-то рассыпчатое белое угощение, попробовать которое мы не рискнули, отчасти из-за традиционно немытых индийских рук. На одной из остановок затарились чипсами Лэйз — они казались ну очень вкусными, то ли от голода, то ли и правда обладали своим, совершенно особенным, индийским, привкусом. Для любителей острых ощущений в любом магазине  можно было приобрести чипсы с масалой. А еще в Индии вкусное мороженое, особенно со вкусом  ириски (butter scotch). На это лакомство я подсела почти также, как на индийские печеньки. Что касается печенек — создавалось впечатление, будто в них что-то подмешивали, потому что они вызывали стойкую зависимость. Причем, в России волшебство печенек мгновенно теряло силу и они становились самыми обыкновенными, среднестатистическими печеньками. Но пока ты в Индии и видишь любую упаковку – чувствуешь себя собакой Павлова, запрограммированной с помощью условного рефлекса. Опытным путем выяснили, что один из самых вкусных экземпляров – печенье с глюкозой, на пачке изображен неоднозначно шестипалый ребенок, что в Индии считается признаком родства с богами. (На самом деле пальцев у него конечно 5, но дизайнеры упаковки непреднамеренно пошутили). Печенье Parle-G упоминается даже в книге «Шантарам».

P1010140

До вокзала Шимлы ехали долго из-за многочисленных пробок. Узкие дороги серпантином обвивают гору и потому особо не разогнаться. Когда добрались до вокзала, уже стемнело. К тому времени мой желудок пребывал в полнейшем трансе после очередной порции гималайских «веселых горок». Хотелось поскорее принять горизонтальное положение и не шевелиться пару часов. Но для начала нужно было добраться до дома каучсефреров, которые обещали приютить нас в Шимле. Однако телефон не отвечал, и мы уже сидели в такси (тук-туков в Шимле нет) и двигались по направлению к некому недорогому гестхаусу, обещанному таксистом, когда наконец по телефону объявился наш индийский друг. Такси сменило направление, и вот мы уже приветствуем Сатья Пракаша (Эс Пи, как он разрешил себя называть) и его жену Нишу, которые оказывается весь день ждали нашего появления и ужасно расстроились решив, что мы уже не приедем.

СП и Ниша держали свой маленький продуктовый магазин, он же кафе с домашней кухней, и остаток вечера мы провели в магазине за чаем, печеньками (чай без печенек – не чай) и разговорами. Оказалось, что СП, усатый индус лет 40, работает в гос. структуре, связанной со строительством. Его жена, довольно полная дама, около 36 лет, занимается магазином и тремя детьми. Ниша плохо говорила по-английски, но внимательно слушала и часто улыбалась. Она, как и любая индийская женщина, носила на себе коллекцию разнообразных украшений. Особенно много было браслетов. В юности мы с сестрой воображали себя хиппи и увешивались фенечками с ног до головы, за что мама называла нас – буддийское дерево. Ниша превзошла все наши старания.

Практически перед закрытием в магазин пожаловал постоянный клиент СП и Ниши — Рохан, который ежедневно обедал и ужинал нишиными кулинарными шедеврами. Он оказался болтливым до крайности — так у нас немедленно появился еще один индийский друг, с которым я до сих пор поддерживаю связь.

Затем отправились в дом. Дома в Шимле выглядят необычно. Поскольку многие из них построены прямо на сваях на склоне, то вход в дом располагается не внизу, а на крыше. Спускаешься по лестнице и попадаешь на нужный тебе этаж. Квартира оказалась съемной и выглядела очень скромно. 2 комнаты, одна из которых, кажется, вообще не использовалась, спальня с большой жесткой кроватью (она же стол), прихожая, частично используемая как спальня, крохотная кухня и туалет, он же символическая ванная с тазиком для горячей воды. Вода оказалась дефицитной, потому что ее периодически выключали (а может точнее было бы сказать – периодически включали). В общем, ни о каком душе не могло быть и речи. Впрочем, от усталости я не думала о душе. К тому же, вечером в Шимле в это время года было довольно холодно, а температура в доме почти ничем не отличалась от наружной, тем более что дом никак не отапливался. Я куталась во все, что только можно, в то время как хозяева спокойно ходили босиком по бетонному полу и носили легкие кофты. На вопрос, не холодно ли им, отвечали, что холодно. Но виду не подавали.

Этой ночью детей в доме не было, они гостили у тети. Нам любезно предоставили огромную кровать в спальне, которая перед этим послужила столом для ужина. Ниша приготовила для нас чапати (разновидность лепешки) и реддиш (что-то вроде тушеных овощей). Ужин был одновременно простым и очень вкусным, а еще совсем неострым, благодаря заботливой Нише, которая ради меня не стала добавлять туда острых специй.

Ночью едва согревались под четырьмя одеялами. Жизнь на Урале никак меня не закалила и в Гималаях я только и делала, что мерзла, жалея, что не взяла с собой больше теплых вещей.

На следующее утро нас покормили завтраком и мы отправились изучать город. Начали с центра, пешеходной Mall Road, здесь все действительно выглядело по-европейски, поскольку когда-то Шимла строилась как летняя резиденция для английских наместников, приезжавших сюда спасаться от жары.

Центр, как и весь город, похож на многоступенчатую террасу. В его улицах с непривычки легко запутаться, а количеству ступеней, ведущих вверх или вниз в зависимости от маршрута, в конце концов теряешь счет. Дорогие и не очень магазины перемешиваются с европейскими ресторанами, индийскими забегаловками сомнительного вида и запаха, тут же, на разных уровнях, то и дело можно встретить базары с горами сувениров, ювелирными и текстильными лавками, и даже с аквариумными рыбами. Здесь я с наслаждением порылась в море тканей всех цветов и текстур и накупила в качестве подарков красивых платков.

P1000965

P1010002

P1000962

P1000957

Следущая цель – храм Джакху (храм бога Ханумана) на самой вершине горы. Оранжевая статуя бога Ханумана – бога с лицом обезьяны – возвышается над деревьями и видна издалека. Чтобы найти дорогу наверх, пришлось для начала попрыгать подобно Аладдину по узким улицам, дворам и даже чужим балконам и несколько раз оказаться в тупике. Хануман был к нам неблагосклонен. Как только мы ступили на каменную дорогу, совершенно точно ведшую к храму, начался ливень, тут же перешедший в град. Пришлось укрыться в беседке в компании с большой индийской семьей. Индийцы были одеты довольно легко. Многие ходили в шлепанцах несмотря на ноябрь. Вокруг беседки под потоками ледяного дождя кружила пара собак, но зайти под крышу не решалась. В это же самое время со стороны леса к нашему укрытию подобралась большая обезьяна, каких в Шимле полно за каждым кустом. Собаки отреагировали враждебно. В Индии существует извечное противоборство собак и обезьян. Первые исправно гоняют вторых при любых обстоятельствах.

P1000972

После непродолжительных разборок обезьяна обиженно удалилась на соседнюю ветку, собаки ликовали, град поутих, и мы решили продолжить путь, испытывая терпение Ханумана.

Под потоками снежной крупы добрались до вершины. Это было настоящее королевство обезьян, они были здесь повсюду и вели себя предельно нагло, как и подобает любой нормальной обезьяне. Орехи, высыпанные щедрыми посетителями у входа в храм, тут же растаскивались десятками рук и исчезали, а руки уже тянулись за новой добычей. Мимо этих храмовых завсегдатаев было даже проходить немного страшно – того и гляди у тебя что-нибудь «отожмут».

P1000980

P1000977

P1000975

Наверное Хануман и правда не хотел нас видеть, потому что как только мы начали спускаться, дождь прекратился и выглянуло солнце, а над соседней горой повисла радуга.

Мы гуляли по городу до темноты, любовались закатом за чашкой кофе, а обратно решили пройтись пешком, что было отчасти необдуманным решением, потому что по дороге наглотались выхлопных газов. Зато вполне оценили масштабы города на горе.

P1000998

P1000999

P1010001

P1010004

GFRANQ_SQUAW_CHE_54015606_SPARROW

Дома нас ждала семья СП теперь уже в полном составе. Трое детей 7, 9 и 15 лет с любопытством рассматривали нас – младший сын Саранш и средняя дочь Самикша довольно хорошо говорили по-английски, старшая Ааканша то ли стеснялась, то ли английский не знала, как и мать.

В тот вечер мы много болтали обо всем. Сатья Пракаш и Ниша явно были удивлены многим из наших рассказов о своей жизни, хотя мы были не первыми подобными гостями в их доме. Мы с свою очередь с не меньшим удивлением слушали об их взглядах на мир. Я в очередной раз убедилась насколько велика разница в менталитетах Востока и Запада, из-за чего никогда не возникнет между ними полноценного понимания. Как и в тот день, когда мы застряли на вокзале в Агре, окруженные толпой любопытных людей, возникло что-то вроде контакта между двумя цивилизациями с разных планет. Обе стороны имели кучу вопросов к другой и никак не могли утолить любопытство.

Вообще поначалу у меня сложилось двоякое отношение к индийцам. Первую половину путешествия я привыкала к ним, а вторую думала о том, как непривычно будет после этого снова вернуться к «своим». С одной стороны, их способ мышления далек от нашего понимания, да и от понимания любого европейца (хотя какие уж мы европейцы), я часто, да практически никогда, не могла найти логического объяснения их поступкам и мыслям. Но с другой, вспоминая русских, понимала, что и в нашем менталитете не все мне по душе.

СП и Ниша, согласно индийским традициям, были выбраны друг для друга их семьями и на тот момент прожили в браке 16 лет. На вопрос, счастливы ли они, ответили что любят друг друга и своих троих детей и не представляют себе иной жизни с кем-то другим. Для них в свою очередь оказался непостижимым тот факт, что у нас можно иметь множество отношений прежде чем выберешь себе спутника жизни.

И они действительно выглядели счастливыми – в поношенной одежде, холодной съемной квартире с голым бетонным полом, с минимальным набором благ цивилизаций в виде электричества, воды и мотоцикла. С тремя детьми, которые спят вместе с родителями, кто на узкой кушетке с папой, кто на кровати с мамой. С мечтами когда-нибудь побывать за границей, а если нет, то и пусть. Мне очень хотелось узнать, чему же такому они учат своих детей, какие слова говорят, что дети вырастают счастливыми людьми, которым достаточно того, что у них есть. Эта черта характера у индийцев, пожалуй, самая удивительная. Я задала вопрос СП. Он со спокойной улыбкой ответил: «Мы уважаем то, что имеем, уважаем других людей, и получаем уважение в ответ. Нам достаточно того, что есть, и мы счастливы тем, что нам дано». Всем нам, привыкшим постоянно желать большего, чем имеем, а потому вечно недовольным жизнью, впадающим в депрессию и, как следствие, несчастливым и разочарованным, стоило бы прислушаться к индийской мудрости. Одна из проблем западной цивилизации – бесконечная жажда владеть, накапливать, преувеличивать. Она привела нас к прогрессу, но напрочь лишила ощущения счастья и понимания того, в чем оно заключается. И потому ни те, ни другие никогда не поймут друг друга. Будут показывать пальцем и удивляться.

Философские темы сменились обсуждением увлечений. Стоило нам заговорить о танцах, как вся семья тут же начала упрашивать нас изобразить что-нибудь. Пришлось устроить показательные выступления. Первый танец им так понравился, что они попросили нас выйти на бис, а потом станцевать все остальные известные нам танцы, чтобы снять все это на камеру и смонтировали видеоклип. Мы станцевали сальсу, бачату и немного румбы. Наши друзья были в полнейшем восторге, смеялись и просили плясать еще и еще. Я наконец согрелась. Затем женской половине семьи вдруг пришла в голову идея, от которой они развеселились и того больше. Они предложили нарядить меня в сари. Мужчин тут же выставили за дверь. Ниша вынесла на выбор целую коллекцию нарядов. Девочки радостно крутились вокруг. Я выбрала зеленое. На меня тут же натянули чоли – топ, который надевается под сари, и подъюбник. Само сари, кусок ткани метров 6, сначала закрепляют на поясе, а затем обматывают вокруг тела и завязывают каким-то неведомым образом так, что кажется, что если сдвинешься с места, вся эта конструкция тут же рухнет. Без булавок не обойтись. На мой вопрос, нравятся ли им сари, девочки ответили, что сари они не любят, потому что это слишком сложно и только для взрослых (в общем, не молодежное дело), и предпочитают одежду попроще. Сари в принципе довольно тяжелая вещь и носят их только в торжественных случаях. В остальное время предпочитают более легкую одежду – например, сальвар камиз – шаровары с длинной туникой. Попутно на лоб мне приклеили бинди зеленого цвета из обширной коллекции Ниши, на шею и руки надели украшения, губы накрасили темно-красной помадой, хотели даже разукрасить красным лаком ногти, но я попросила этого не делать. В процессе превращения в индийскую женщину я почувствовала себя куклой барби, с которой играли 3 индийские девочки. Когда все было готово, позвали мужчин. Мужчины высоко оценили такую красоту. После была фотосессия со всеми участниками, радостное обсуждение моих ощущений и нового образа, девчонки были в восторге, я тоже. Позже отправила фото родителям, в ответ они написали: «Смеемся уже минут 15».

P1010016

IMG_0094

P1010027

Затем меня освободили от громоздкого одеяния, чего без посторонней помощи сделать не так-то просто. Ниша отправилась готовить ужин. На этот раз в меню были лепешки и чечевичный дал. Есть нужно руками. Вкуснотища.

В индийских семьях принято сначала кормить мужчин, гостей и детей. Ниша со старшей дочерью хлопотали на кухне и только когда мы закончили ужин, приступили к еде сами. Еще одна вещь, которая удивила наших хозяев – тот факт, что я ем левой рукой. Оказалось, что даже если ты левша, есть полагается исключительно правой, потому что левой ты совершаешь в туалете различные нечистые дела. Так что у леворуких в Индии свои сложности.

Самое же вкусное блюдо в исполнении Ниши мы попробовали на следующее утро. Это была паранта – лепешки с картофелем. Вот уж поистине кулинарный шедевр. Я даже попросила рецепт и пронаблюдала весь процесс приготовления. Но то, что получилось у меня дома, даже близко не дотягивало до оригинала. Остается только с грустью вспоминать об этой божественной паранте.

После завтрака младшие дети сводили нас на одну из вершин горы, где находилось что-то вроде здания суда. По дороге они наперебой болтали и рассказали о своей школе, друзьях и жизни. Затем мы встретились в магазине СП и Ниши с Роханом и его коллегой Раджем и отправились дальше исследовать Шимлу. Рохан оказался прогрессивных взглядов индусом, очень образованным и интеллигентным. Сам он родился в штате Гуджарат, работал в Дели и неделю назад приехал сюда в командировку на полгода. Что я узнала о Рохане за день: он ведет здоровый образ жизни, правильно питается, каждое утро начинает с дыхательных упражнений и гимнастики, съедает на завтрак тарелку фруктов, ходит в тренажерный зал и соблюдает режим. Любит шопинг, в совершенстве говорит по-английски, любит путешествовать, правда пока только по Индии, разбирается в куче вещей и пишет небольшие рассказы о жизни. У него есть сестра-близнец. А еще ему совсем не везет с женщинами. Как-то раз, когда я уже была в России, он пожаловался, что в очередной раз познакомился с девушкой, но она оказалась настолько робкой, что отказалась пойти на свидание. Я спросила, почему он не пойдет в клуб, ведь он их так любит, там можно познакомиться с кем-нибудь. На что Рохан грустно ответил, что ходил недавно в клуб – там не было ни одной девушки. Как будто в анекдоте.

Во время прогулки убедились в том, что в Шимле много собак и обезьян, но почти нет коров и совсем нет тук-туков. Побывали на экскурсии в Institute of Advanced Study, той самой бывшей летней резиденции правителей в английском стиле, теперь же научном институте, где пишут научные работы лучшие умы Индии.

P1010055

Рохан

P1010033

P1010034

Еще мы побывали в птичьем парке — мини-зоопарке с павлинами, курицами и прочими пернатыми обитателями. Дальше Рохан предложил сходить на водопад — вроде бы местная достопримечательность, правда никто из местных толком не знал, как туда добраться, а указателей мы не нашли. Несмотря на противоречивые сведения, полученные от прохожих, до водопада все-таки добрались. И это был настоящий водопад, он стоил пути, не то, что подделка из Манали.

P1010078

P1010081

GFRANQ_SQUAW_CHE_54061655_WAX

Чтобы не лезть в гору, обратно решили ехать на автобусе. Начался дождь. До ближайшего автобуса оставалось около часа, это время мы провели на остановке под крышей в компании с местными. Они пустили нас погреться к мангалу, в котором жгли сосновые шишки. Пепел от костра смешивался с дождем, кругом стояла горная тишина, пожилой индиец ворошил шишки палкой, а Рохан делился своими познаниями в области вин. Это был какой-то особенный момент – тишины и спокойствия, гармонии со всем окружающим миром.

Гармонию нарушил автобус. Мы покинули пустынную остановку и долго, до самых сумерек, ехали до конечной. На Молл Роуд поужинали огромной горой бесподобного чоумина (в Индии я подсела на китайскую кухню – она не острая в отличие от индийской кухни, и ну оооочень вкусная, а одной порции хватит и на троих). Рохан и Радж отправились домой и присоединились к нам, когда уже стемнело. Рохан очень хотел пойти в ночной клуб и пытался всех уговорить. Я к тому времени порядком устала, да и одета была совсем не для клуба. В результате решили просто посидеть в баре.

P1010104

Рохан и Радж в баре. Всегда готовы фотографироваться

Не успели мы притронуться к своим напиткам, как раздался звонок. Рохану звонил СП. Взволнованным голосом он сообщал, что им всей семьей срочно нужно уехать, что-то случилось с нишиной мамой. И что если мы не появимся в течение 40 минут, то нам придется ночевать у Рохана, а вещи мы сможем забрать утром. Все бы ничего, но наш поезд отправлялся утром в 11. Ситуация была непонятная.

Остаток вечера мы провели у Рохана. Квартиру ему предоставили по работе, и она как небо и земля отличалась от съемной квартиры СП и Ниши. В европейском стиле, совершенно новая, просторная, светлая, с несколькими комнатами и почти без мебели. Мы пили коньяк, смотрели фотографии и разговаривали обо всем на свете, пока не начало клонить в сон. В очередной раз безуспешно пытаясь согреться под несколькими теплыми одеялами даже в такой казалось бы комфортабельной квартире я не могла выкинуть из головы песню Кирпичей «Пережить эту ночь».

СП обещал вернутся домой часов в 7 утра, поэтому мы встали рано и в восьмом часу уже были у дверей квартиры. Дома никого не оказалось. Безуспешно прождав около часа, я наконец не выдержала и позвонила СП. Он попросил не волноваться и обещал подойти в течение 30 минут. После этого прошло еще часа полтора. Солнце припекало, становилось жарко. Сосед, видя наши мучения, вынес нам чай с печеньем. Это было очень кстати, потому что позавтракать мы не успели. Когда СП и Ниша наконец появились, до поезда оставалось меньше получаса. Мы быстро запаковали вещи – оставалась надежда успеть на вокзал, если бы не было пробок. Но тут выяснилось, что добрый сосед, угощавший нас чаем, предложил отвезти нас на своей машине на другую станцию, через которую поезд проходил на полчаса позже. Мы попрощались с СП, поблагодарив за все. Ниша поехала с нами. На станции еще какое-то время ждали поезда, греясь на солнце. Прибежали младшие дети Саранш и Самикша, они ночевали у тети где-то неподалеку. Когда мы уже сидели в поезде, дети махали нам и говорили что-то вроде «когда вы в следующий раз приедете, то мы…», а Ниша молчала и улыбалась.

Железная дорога Шимла-Калка, находящаяся под эгидой ЮНЕСКО, оказалась очень живописной, а путь по этой причине – очень долгим. Ехали 5 часов, периодически останавливаясь, чтобы многочисленные по большей части индийские туристы могли сфотографироваться (а фотографироваться они, как я уже говорила, любят). Да и скорость была черепашьей, не зря поезд называется toy train – чем-то напоминает детскую ж/д в парке Гагарина. Очень интересно смотрелось смешение климатических поясов – за окном вперемешку росли сосны и кедры, и тут же кактусы, пальмы и другие тропические растения. В общем, если бы не чувство голода, 5 часов пролетели бы и вовсе незаметно.

P1010111

P1010130

Калка оказалась маленьким военным городком. Здесь мы наконец пообедали, а точнее поужинали и следующим поездом прибыли в Дели. Испытания северным холодом закончились, впереди нас ждал штат Гоа.

P1010137

Списки, в которых указаны имена пассажиров

P1010138

Как и в метро, в поездах существуют отдельные вагоны для женщин

Оставить ответ